Шиес сегодня
ecomov42 · 26 февраля 2021 г., 12:0618+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 42 ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 42
Приближались длинные праздничные выходные в честь Дня защитника Отечества. Я строила планы: выспаться, встретиться с друзьями, доделать то, что давно отодвигала в сторону. Но 18 февраля пришла новость со станции Шиес - неизвестные сожгли народные наблюдательные посты “Крепость”, “Баня”, обрушили строения на посту “Костер”, уничтожили символы протеста. Надо помогать восстанавливать, надо ехать!
Планы пришлось менять в срочном порядке — 20 февраля я уже сижу в поезде. Оказалось, что такое же решение приняли еще несколько десятков людей из Урдомы, Мадмаса, Сыктывкара, Красноборска и Котласа. Шиес все также продолжает объединять людей.
Ночь в Урдоме, утром на Шиес. Погода бодрая, -38. На «Костре» люди работают как муравьи. Разрушенный пост меняется на глазах. Помните, как в Гарри Поттере после заклинания уничтоженная комната становилась прежней меньше, чем за минуту? Здесь понадобилось пару часов, чтобы вернуть на место стены, двери, баннеры, флаги, убрать снег с крыш и вокруг построек, поднять веранду.
Часть людей отправляется на станцию — посмотреть другие посты. Я иду с ними. Помню, как приехала первый раз на станцию летом 2019 года. Она еще не была закрыта и можно было доехать прямо на поезде. Тогда неизгладимое впечатление на меня произвела не столько стройка, ее масштабы и абсурдность, сколько обилие людей в форме ЧОПа и полиции. Сейчас охраны не видно. Говорят, они остались в небольшом количестве и сидят где-то в общежитии. Поубавилось и заборов, машин, строений.
На разрушенные посты «Баня» и «Крепость» тяжело смотреть. Сколько же злости было у тех, кто это сделал. Там все еще есть люди — те ребята, которые продолжают следить за рекультивацией. Потому что они в нее не верят. Меня это не удивляет — за годы реализации проекта активисты наслушались небылиц. Свалка была и заводом по переработке древесных остатков, и современным экотехнопарком, и спасением Севера от мусора, а жителей от всех бед.
Сегодня новые чиновники, переобувшиеся СМИ и «общественные деятели» проект называют «ошибкой». А мы ждем и требуем плана рекультивации — задокументированного подтверждения отмены строительства полигона на Шиесе. Дождемся ли? Судя потому, что технопарк строился без разрешений и документов, то и для рекультивации «и так сойдет». Губернатор Александр Цыбульский в еще недавно опальном телеграме пишет: «Никакой альтернативной мусорному полигону на Шиесе стройки не будет». Жаль, что государственную печать на сообщениях в мессенджере поставить нельзя.
Мы подходим к зданию до сих пор стоящего общежития для рабочих. Нас пускают внутрь. Изнутри общага выглядит обычно. Даже нет никаких мрачных фантастических интерьеров в стиле «Чужого».
Мы беседуем с сыктывкарцем Эдуардом, подрядчиком ООО «Технопарк». Первый раз он приехал на Шиес в декабре 2020 года. Эдуард заверяет, что полигона не будет, идет рекультивация. Он мечтает поскорее уехать отсюда и больше не возвращаться — его измотало недоверие. Но вернуться быстро не получится. По словам подрядчика, все сроки давно провалены: техника стоит в ожидании потепления (на Шиесе -40 в тени), а надо вывозить щебень, бочки, заборы. Со временем и общежитие разберут — заменят на балки для рабочих, завершающих проект. Подробнее о планах подрядчика можно прочитать здесь: https://vk.com/stopshies?w=wall-180677001_63272
О событиях 18 февраля Эдуард говорит мало и неохотно: «Полиция приехала, Минприроды приехало, люди в масках. Они все там ходили. Я не подходил к ним».
В это время на посте «Костер» активисты записывают обращение с требованием «найти и привлечь к ответственности всех, кто в самый лютый мороз разрушил, сжег, уничтожил народные посты на Шиесе» — https://vk.com/stopshies?w=wall-180677001_63131
Вечером отдыхаем. Артем из Сыктывкара сбивает пальцы в кровь, исполняя песни протеста. Текст одной из них я нахожу на следующее утро:
Долго шли — зноем и морозами.
Все снесли — и остались вольными.
Жрали снег с кашею березовой.
И росли вровень с колокольнями.
Если плач — не жалели соли мы.
Если пир — сахарного пряника.
Звонари черными мозолями
Рвали нерв медного динамика.
Но с каждым днем времена меняются.
Купола растеряли золото.
Звонари по миру слоняются.
Колокола сбиты и расколоты.
Что ж теперь ходим круг да около
На своем поле — как подпольщики?
Если нам не отлили колокол,
Значит, здесь — время колокольчиков.
Надежда Иниева, член координационного совета Движения 42