Лесные посёлки. В поисках новых смыслов
ecomov42 · 8 ноября 2022 г., 13:5718+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 42 ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 42
Помните, как Тося Кислицына из «Девчат» приехала в северный посёлок на заработки? В новенькой столовой она готовила вареники с картошкой лесорубам, а те били рекорды по заготовкам ёлки и сосны. В лесном посёлке кипела жизнь, и на заселение в каждый построенный дом была очередь из молодожёнов.
Если бы какой-то режиссёр задумал сделать продолжение этого фильма, то ему пришлось бы снимать не комедию, а драму. В ней немногочисленные местные жители покажут клуб посёлка с заколоченными окнами, руины столовой и закрытую школу. На вопрос «где Тося и Илья?», ответят, что те уехали в город – поближе к детям. Большая часть хозяев пустующих домов тоже переехала в город или в райцентр. И только летом можно встретить некоторых из них. А всё потому, что не стало работы. Ведь леспромхоз-передовик закрылся ещё в 1990-е.
Очень похожие истории можно услышать в тысячах умирающих лесных посёлков. Во время перестройки градообразующие предприятия – леспромхозы и сплавные конторы закрывались массово, не получая поддержки государства. В лучшей ситуации оказались лишь некоторые из них, где лес был не так сильно вырублен. Заниматься лесозаготовками здесь продолжили частники. В другие зашли большие компании. Благодаря современной технике они могут и дальше вгрызаться всё глубже в лес. Только вот со своими харвестерами и работников они привезли своих.
Архангельская область в силу значительных запасов древесины и относительной близости к потребителям ориентирована на развитие лесопромышленного комплекса. В советский период регион даже называли «всесоюзной лесопилкой». Для обеспечения трудовыми ресурсами в это время появляются профильные населённые пункты, которые часто называют лесными посёлками. Но после реформ 1990-х годов некогда развивающиеся лесные посёлки пришли в упадок. Градообразующие предприятия лесной отрасли повсеместно закрывались, не приспособившись к реалиям рыночной экономики, и люди остались без работы. Сейчас лесные посёлки находятся на грани выживания. Показательно, что в 2020 году Архангельская область заняла 75 место в рейтинге российских регионов по качеству жизни. Это самый низкий результат среди всех регионов Северо-Западного федерального округа.
Может ли быть у сюжета про лесные посёлки счастливый финал? Возможен обнадёживающий. Если отправиться на съёмки в Архангельскую область. В регионе, называвшемся «всесоюзной лесопилкой», есть два посёлка – Поча и Усть-Поча, которым удалось вывернуть с наезженной колеи.
Запань и лесопункт
Посёлок Поча – совсем молодой. Всего шестьдесят лет назад сюда переселили жителей деревень Плесецкого района. Волошевскому лесопункту нужны были рабочие. За несколько лет выросли многоквартирные дома на набережной Почи. Жители делали причёски в парикмахерской, одежду покупали не только в магазинах, но и шили в местном ателье, а в столовой устраивались выставки тортов.
Работники Волошевского лесопункта в Поче занимались вырубкой леса и его спуском в реку. А ловили брёвна, вязали в плоты-кошели и отправляли на деревообрабатывающие комбинаты в Архангельск работники сплавной конторы в соседней Усть-Поче. История этого посёлка в отличие от Почи насчитывает много веков, её расцвет пришёлся на советский период. Школа, садик или, как его называли здесь, детский комбинат, клуб и многое другое было построено сплавной конторой.
В 1990-х Ворошевский лесопункт и Усть-Поченская запань обанкротились, а люди остались без работы. Даже создание в 1991 году особо охраняемой природной территории федерального значения – Кенозерского национального парка – не сильно изменило ситуацию. Гости приезжали в национальный парк послушать былины, погулять в святых рощах, полюбоваться расписными небесами часовен. И если старинной Усть-Поче было, что показать, то Поча вписывалась в эту концепцию с трудом.
Поча. XX век
Уже сложно сказать, как жители Почи пришли к идее развития ностальгического туризма. Известно только, что на обучающий семинар «10 шагов к успешному проекту», организованный Кенозерским национальным парком и Правительством Архангельской области в 2016 году, почане приехали с желанием что-то изменить, а уехали со стратегией развития туризма в посёлке.
На грант, полученный по итогам семинара, была создана пионерская комната, где библиотекарь Надежда Баева стала проводить интерактивные программы. Гости постарше радовались возможности вспомнить детство, молодёжь впервые видела, как принимали в пионеры. Кто-то спрашивал, зачем вспоминать былое. Ответ прост – важно сохранять и презентовать наследие всех эпох, не делая оценок и не замалчивая фактов. А выводы гости сделают сами.
Затем были разработаны интерактивные программы «Взвейтесь кострами» и «Общее собрание работников лесопункта», при поддержке Кенозерского национального парка созданы информационный центр «Поча. Жили, работали, любили» и экологическая тропа «Поча-Будылгина. Лес и судьбы», в местном клубе организованы показы фильмов на настоящем плёночном киноаппарате. Все эти туристические продукты на основе промышленного прошлого посёлка объединены названием «Поча. ХХ век». В организации участвуют около 20 местных жительниц и ребятишек – участников школы юного экскурсоводов. В гостевых домах жители посёлка также стали сохранять стилистику советского времени, не пытаясь из щитового дома вылепить городскую квартиру или деревенскую избу.
Экологическая тропа «Поча – Будылгина. Лес и судьбы» – это маршрут от Почи к необитаемой теперь деревне Будылгина, откуда люди в период «укрупнения деревень» переселялись, в том числе, и в Почу.
К 60-летию посёлка почане отремонтировали здание бывшего детского сада. И в этом деле им на помощь пришел Кенозерский национальный парк. Здесь создан общественный центр – «Привал лесоруба». В нём разместились музеи «По волнам нашей памяти» и «Век упаковки», пионерская комната, экологический класс, проводятся интерактивные программы для туристов, концерты, праздники и юбилеи.
Истории Усть-Поченской запани
Усть-Поча сделала первый шаг к ностальгическому туризму в 2013 году. Тогда в родной посёлок вернулась Любовь Сафонова и решила, что клуб Усть-Поченской запани, где в советское время проходили все значимые события посёлка, не должен стоять с заколоченными окнами. Усть-почане долгое время собирали деньги на клуб с миру по нитке. На семинаре «10 шагов к успешному проекту» идея стала проектом с проработанной сметой, чертежами, календарным планом. После этого при помощи Кенозерского национального парка за несколько месяцев удалось собрать деньги на ремонт за счёт краудфандинга, грантов и пожертвований коммерческих предприятий.
Здание клуба Усть-Поченской запани – яркий пример архитектуры в стиле «советский модерн», сегодня этот тип объектов относится к исчезающему пласту советской архитектуры. Неслучайно один из грантов на его реконструкцию был предоставлен Фондом «Внимание» Ильи Варламова. Сейчас в огромном здании клуба закончены все работы, в него переехала библиотека и клубный работник, проходят литературные и творческие вечера, показы кинофильмов, спектакли и концерты.
О работе самой запани в Усть-Поче долгое время напоминали только торчащие из реки массивные брёвна. Гости посёлка, фотографируясь на живописном перешейке между рекой и озером, часто задавали вопрос об их назначении. Местные объясняют, что эти конструкции называются тумбами, и это только один из элементов инфраструктуры бывшей усть-поченской запани: «Только представьте себе огромное количество брёвен в реке! Их сплавляли из Почи и Нижнего Устья к нам, а мы, работники сплавной конторы, делали плоты. Для этого строили боны, оплотники, тумбы, ширмы».
Представить столь сложную конструкцию непросто, а фотографий практически не было. Конечно, в Усть-Почу приезжали фотокорреспонденты из районных газет. Но они фотографировали передовиков производства. Никто не додумался сделать фото набивки кошелей. Казалось запань будет всегда…
Частью информационного центра «Истории Усть-Поченской запани» стали информационные стенды, где подробно рассказано о сплаве и истории специфике работы сплавной конторы. В этом году при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда Тимченко был создан информационный центр «Истории Усть-Поченской запани». Он включает информационные стенды на берегу и большой макет, реконструирующий облик посёлка в 1980-х годах, реки и самой запани – заграждения для сплавляемого по реке леса.
На экскурсии по Усть-Поче местные жители теперь не только рассказывают, но и показывают, как именно работала Усть-Поченская запань, как из бревён делали плоты и отправляли на деревообрабатывающие предприятия.
Теперь два посёлка, где были лесопункт и сплавная контора, связаны не молевым сплавом, а тематическим туристическим маршрутом. Как говорят сами жители: «Попасть в Почу и Усть-Почу – значит получить редкую возможность из первых уст узнать о жизни и невероятно тяжёлом труде «добытчиков зелёного золота». Услышать о том, как совершали трудовые подвиги для процветания своей страны, как в трудное послевоенное время приходила сюда, в глухую тайгу, механизация и цивилизация, как верили, что вокруг «миллионные запасы леса».