Инсинераторный коллапс

ecomov42 · 5 октября 2020 г., 10:53

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 42 ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 42

С прошлого года жители Архангельской области протестуют против установки инсинераторов. Инициативные группы появились в Бревеннике, Кегострове, Пертоминске. Проходят митинги, пишутся письма. Но власти мнение жителей слышать не хотят и отказались лишь от одной установки на юге области. Не захотели связываться с протестующими на Шиесе?

Инсинератор - это печка, в которой с помощью горючего происходит сжигание отходов с выделением опасных газообразных веществ. В соответствии с территориальной схемой по обращению с отходами в Архангельской области в ближайшее время планируется установка 13 инсинераторов на удаленных и островных территориях.

Мы считаем планы по установке инсинераторов непродуманным и опасным решением. В течение четырех месяцев мы ведем переписку с Министерством природных ресурсов Архангельской области и выяснили, что чиновники не представляют, с чем имеют дело.

Текст получился большой, зато в полной мере раскрывающий проблему. Со всеми письмами и ответами на них можно ознакомиться здесь.

Про модель

Выяснить модель инсинератора нам удалось лишь с третьего письма. 15 апреля нам сообщили, что

“В настоящий момент региональным оператором рассматриваются инсинераторные установки различных моделей, в том числе HURIKAN-300 производства ООО «Эко-Спектрум» г. Краснодар.”

Давайте узнаем про эту установку по-подробнее. Для этого обратимся к материалам государственной экспертизы.

В отличие от крупных объектов, таких как полигоны, установка каждого инсинератора не подвергается процедуре государственной экологической экспертизы. Экспертизу проходит лишь модель.

Оказывается, когда данная модель проходила экспертизу в 2016 году, замеры выбросов вредных веществ проводились при сжигании только самых безвредных с точки зрения выбросов отходов: медицинских и биологических. Но на инсинераторах в Архангельской области будут сжигаться бытовые отходы, которые отличаются своим химическим разнообразием. Какими при этом будут выбросы, получается, никем не подсчитано.

Про вредные выбросы

Мы поговорили с Тамарой Левандовской, инженером химиком-технологом, кандидатом химических наук насчет того, какими вредными выбросами сопровождается сжигание на инсинераторах:

«При высоких температурах, независимо от состава отходов, образуются оксиды азота, потому что азот из воздуха взаимодействует с кислородом. При сгорании содержащих серу веществ и материалов (резина, горючее, на котором работает инсинератор) образуются оксиды серы, которые с водой — продуктом горения — дают серную и сернистую кислоты.

Особую опасность представляют отходы поливинилхлорида: линолеум, виниловые обои, старые грампластинки, резинопластиковая обувь, блистеры от таблеток, изолента и многое другое. При горении поливинилхлорида выделяется газообразный хлороводород, с водой образующий соляную кислоту.

При недостаточно высокой температуре горения (ниже 1000*С) образуются высокотоксичные хлорорганические соединения — диоксины. Хотя их содержание в газовых выбросах невелико, они накапливаются в организме человека и в конечном счете достигают опасных концентраций».

Получается, в инсинераторе сжигать можно далеко не все. Каким же образом будет контролироваться, какой мусор туда поступает? Минприроды отвечает, что на инсинераторах будут применяться мусоросортировочные линии.

Чудесно, но верится с трудом. Сортировочная линия обычно рассчитана на объем от 10 тысяч тонн отходов в год, инсинератор в Бревеннике рассчитан на гораздо меньший объем — 210 тонн в год. Стоимость сортировочной линии в среднем от 1,4 млн руб. Оправданы ли такие расходы или это очередная отписка, которая и не планировалась для реализации? Куда будет деваться отсортированное?

К тому же нам непонятно, как из смешанного слежавшегося мусора будут отсортировывать опасные и хлорсодержащие отходы (например, поливинилхлориды). Все материалы очень схожи, попробуй отдели пластиковую китайскую игрушку из опасного поливинилхлорида от такой же из полипропилена. В Минприроды никаких пояснений по поводу сортировки нам не дали.

Может быть ситуацию спасут фильтры?

Из материалов государственной экологической экспертизы следует, что «при размещении инсинераторов в “особых зонах” (вблизи жилых домов, территориях заповедников, парков) рекомендуется дополнительно использовать системы очистки дымовых газов при помощи фильтрорукавов, циклонов, скрубберов».

7 из 13 инсинераторов будут располагаться на особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения или в непосредственной близости от их границ.

Инсинераторы и границы особо охраняемых природных территорий Архангельской области

Инсинераторы и границы особо охраняемых природных территорий Архангельской области

На наши доводы о вредных выбросах Минприроды неуверенно сообщают:

“Технологией эксплуатации установки модели HURIKAN-300 предусмотрена возможность использования дополнительной фильтрации дымовых газов … “

Однако, в презентации регионального оператора ни о каких фильтрах речи не идет. Еще бы, это же дополнительные расходы! Хотя конечно эти фильтры, как мертвому припарка. Они защищают лишь от золы и пыли, но не от токсичных газов.

Вообще, все что мы писали выше можно забыть. Просто посмотрите, как работает инсинератор HURIKAN-300 в Нарьян-Маре. Дым идет не из трубы, а из всех щелей!

Инсинератор в Нарьян-Маре

Инсинератор в Нарьян-Маре

Загрузка новой порции отходов происходит до полного сгорания предыдущей партии. Дверца открывается, и все вредные продукты летят во все стороны. Можно бесконечно говорить о безопасных наворотах установки, но эксплуатироваться она все равно будет спустя рукава. Вы верите, что у нас на отдаленных территориях, вдали от чужих глаз, будет по-другому? Кстати это фото с сайта администрации Нарьян-Мара. Фактом установки глава гордится, и называет это безобразие переработкой.

Про золу

То, что сжигание избавляет от отходов - на самом деле миф. Масса отходов при сжигании сокращается лишь на две трети , а треть составляют образующиеся летучая зола и шлак. Зола и шлак не могут быть захоронены на обычных полигонах, а требуют захоронения на специальных полигонах для опасных отходов.

Вот только Минприроды, считает что зола совсем не опасна и дают ей V класс опасности, такой же как у макулатуры (правда впоследствии они написали, что класс опасности IV). Да, зола может быть действительно безопасна, если сжигать однородные отходы — ту же макулатуру или органические отходы. Но это не наша история, ведь инсинератор для того и устанавливают, чтобы сжигать все.

Попадать в топку будут и токсичные отходы, образующиеся у населения: химические источники тока, ртутьсодержащие предметы, лакокрасочные материалы, мелкая б/у электроника. При их сгорании образуется уже более токсичная зола. Даже если заявить о том, что все это будет отсортировано до процесса сжигания, в реализуемость верится с трудом. Попробуй отдели батарейку, разбитую лампочку, разлитую банку с краской от сотен килограм мусора!

Нам стало интересно, а что же будет с золой дальше, как она будет утилизироваться на так называемых «недоступных» территориях? И получили такой ответ

Возможно отходы от деятельности инсинераторных установок будут выгружаться при помощи специальных инструментов в контейнеры для зольного остатка. После образования транспортной партии отход будет вывозиться с объекта для размещения на полигонах, либо использоваться в строительстве и подсыпке дорог.”

Конечно, ключевое слово здесь «возможно». Опять неопределенность.

Получается, что все-таки золу надо вывозить. Также как и можно бы было вывозить отдохы без их сжигания. Тогда зачем вся эта история?

Транспортная (не)доступность

Основной довод в необходимости использования инсинераторных установок - отсутствие транспортной доступности территорий.

Кегостров, Бревенник, Пертоминск имеют транспортную доступность зимой (ледовые переправы) и водный транспорт летом. На эти территории регулярно приезжают люди, завозятся продукты питания, стройматериалы. Так почему же невозможен вывоз отходов? В 2019 году до прихода регионального оператора управляющая компания Кегострова вывозила отходы в летний период с острова на пароме.

При том, что транспортная доступность того же Бревенника отрицается, территориальная схема предполагает, что там будут сжигаться отходы с другого острова - с Хабарки. Инсинератор требует обслуживания - завоза топлива и вывоза золы. Как же планируется это все реализовать в условиях «транспортной недоступности»? На эти вопросы Минприроды решили не отвечать, да и впрочем они считают, что подумать об этом можно позже. Ну а чего, решают проблемы по мере их поступления...

“Ввиду отсутствия в настоящее время установок по обезвреживанию отходов обсуждать транспортную составляющую и схему транспортирования отходов является преждевременным”.

Как вообще был выбран данный способ утилизации отходов? Может быть действительно сжигать дешевле, чем вывозить? Наверняка же не могли наши чиновники ткнуть пальцем в карту и поставить сюда убыточный и опасный агрегат, специалисты же работают! Ан нет, могли, еще как!

Мы задали вопрос: проводился ли экономический анализ себестоимости утилизации отходов на островных территориях с помощью инсинераторов? С учетом: завоза топлива, вывоза золы, сортировки отходов, закупки и обслуживания установки, использования человеческого труда, экологического мониторинга территории.

Ожидаемо, ответа на этот вопрос мы не получили.

Давайте посчитаем за министерство и сделаем некоторые расчеты на примере острова Бревенник.

На Бревеннике прописано 5800 человек. Учитывая, что Бревенник находится в черте города Архангельска, тариф там тоже городской - 120 руб с человека. В год региональный оператор будет получать 8,35 млн руб с острова.

Инсинераторный коллапс, изображение №3

С учетом того, что территориальной схемой предполагается потратить 12, 8 млн рублей на один инсинератор, закупить к нему сортировочную линию (это около 1 млн рублей) и заниматься его обслуживанием (платить зарплату рабочим, закупать и завозить топливо, вывозить и утилизировать золу, производить мониторинг выбросов, производить техническое обслуживание) все эти расходы будут включены в тариф. И он станет еще выше, как это случилось, к примеру, в Мурманской области, республике Татарстан после того, как оператор вложился в инфраструктуру.

А сколько мусора?

С апреля региональный оператор уже начал сбор отходов с острова: привезли мусоровоз, установили контейнеры. Оказалось, что отходов на Бревеннике образуется совсем немного. За неделю со всего острова собирается 1 машина (это 10 кубометров отходов), соответственно за весь апрель региональный оператор собрал 40 кубометров отходов, которые были вывезены на местную свалку. Получается, что в год с острова собирается 480 кубометров отходов или 48 мусоровозов.

Инсинераторный коллапс, изображение №4

Почему образуется так мало отходов? Во-первых, на острове прописано гораздо больше человек, чем проживает на самом деле. Во-вторых, большинство жителей проживают в деревянных домах с печным отоплением, все бумажные отходы и частично органические сжигаются.

Получается, жители Бревенника заплатят 8,35 миллионов рублей за утилизацию 48 мусоровозов! Это на минуточку 174 тысячи рублей за 1 мусоровоз! Неужели за эти деньги нельзя доставить мусор на соседний берег (расстояние от МЛП до лесозавода №14 220 м)?

Инсинераторный коллапс, изображение №5
Переправа о.Бревенник зимой

1 из 2

 

Есть способ дешевле!

Вывоз отходов с Бревенника даже по платной переправе обойдется в разы дешевле. Стоимость 1 рейса по переправе туда-обратно — 5 тысяч рублей. Добавим сюда еще 10 тысяч на сопутствующие расходы (бензин, обслуживание транспорта, заработная плата). Итого получается 15 тысяч на утилизацию 1 мусорвоза.

И эту сумму можно уменьшить, если организовать сбор вторичного сырья (минимум 30% вывозимых отходов составляют вторичные материалы: пластиковые бутылки и ёмкости, стекло, металл, которые можно продать заготовителям для переработки) и прессовать все остальное.

Так и ресурсы будут сбережены, и окружающая среда цела. А население за уплату тарифа получит качественную услугу, а не испорченный воздух.

Если бы Минприроды провело исследования о количестве, качестве образующихся на удаленных территориях отходов перед тем, как вносить данные в территориальную схему, они бы увидели, что установка дорогого и опасного инсинератора зачастую совершенно экономически не оправдана.

Если вы тоже против сжигания отходов, подпишите петицию ЗА отказ от мусоросжигания и ЗА предотвращение образования отходов на сайте РОИ https://www.roi.ru/63007/ . Когда мы наберем 100 тысяч голосов, инициатива будет рассмотрена на федеральном уровне.